Особую известность Царский скит получил из-за находящихся рядом, в лесной глуши, Серафимовых камней. Из которых особо почитается Медведь – камень, именно с этим камнем похожим контурами на медведя связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Другая легенда гласит, что после смерти пустынника его любимец – медведь пришёл сюда и окаменел от тоски по другу – человеку. В добавок, периодически, здесь видят медведицу. В 1953 году при большом стечении народа из леса вышла медведица и пару раз обошла камень, после чего спокойно удалилась обратно в лес. Последний раз её видели в 2002 году, причём медведица уже была с медвежонком. Так же, по мнению местных жителей у камней есть свойство «расти», как говорят за последние несколько лет «медведь» увеличился чуть ли не в вдвое. Ну и существует стойкое убеждение о целительной силе тех камней.
Добраться до камней можно проехав пару километров по песчаной лесной дороге от Царского скита. Первую группу камней условно можно назвать «Малый камень». Их компактное расположение обнесено оградой, внутри которой стоят часовня и поклонные кресты. Посередине ограды лежит самый крупный камень, на котором есть отметины, похожие на следы от коленей и след от руки. Ещё один камень, лежащий за часовней, называют «Вериги». Будто бы это один из двух камней, что всю жизнь носил в заплечном мешке Серафим Саровский. Третий камень своими очертаниями очень напоминает идущего медведя, потому и называется «Медвежонок». Причём появился «Медвежонок» сравнительно недавно, примерно 30 лет назад. А у крестов стали появляться из земли еще пара камней, которые так же с годами увеличиваются в размерах. Камни на ощупь оказались холодными, хотя и лежали под солнечными лучами.
Далее в глубине леса, в пяти километрах от «малых камней» лежит «Большой камень», в высоту он около метра и в длину вытянулся метра на три. С одного ракурса даже можно увидеть в камне лежащего большого медведя, положившего голову на лапы. Территория около него не столь обустроена христианскими культовыми сооружениями, но несколько поклонных крестов около него стоят. Камень хоть и купался в солнечных лучах но так же оставался холодным.
Чуть далее по дороге можно увидеть колодец с водой довольно специфического вкуса и запаха — вода имеет повышенное содержание сероводорода. Долго эта вода не хранится, так как быстро становится не пригодной для питья. Но, как говорят, ей очень хорошо делать различные примочки и компрессы. Рядом с колодчиком в 2011 году соорудили избушку — купальню, где можно облиться водой из колодца. Колодчик тоже считают освящённым Серафимом Саровским и вода почитается как целебная. На краю полянки с колодчиком на березе недавно появился нарост — гриб чага в виде креста с округлостью посередине. Некоторые видят в нём очертание Богородицы.
Несмотря на сложившиеся легенды и устойчивой народное почитание Серафимовых Камней вблизи поселка Прибрежный (Лесозавод) к камням, о которых говорится в житие прп Серафима они отношения не имеют. И легенды эти категорически не признаются в Дивеевском монастыре. Согласно житию прп Серафим проводил время в молитвах по ночам на камне, что находился на территории нынешнего закрытого города Сарова — неподалёку от Саровского монастыря, между монастырём и своей кельей. В наше время на этом месте находится памятник скульптора Клыкова в виде молящегося о. Серафима на камне. Сам камень с того времени не сохранился. По легенде Серафим Саровский, вскоре после своей кончины, приснился Мотовилову (местный помещик) и велел развести под камнем огонь. Когда это сделали, то камень развалился на множество мелких обломков, кои и разобрали многочисленные паломники. Через некоторое время на это место в 1890 году вновь положили камень, схожий с Серафимовым — с двумя углублениями, будто бы от коленей. Но и он не пережил бурное время революции. А в 1991 году на это место уже положили третий камень, на котором и сейчас стоит скульптура Серафима Саровского.
Второй Серафимов камень, тот что поменьше и на котором он молился днями в своей келии, был помещён в Преображенскую церковь в Дивееве, но так же не пережили революционное время и был утерян. С утерей камней и закрытием территории вокруг Арзамаса-16 народ стихийно перенёс почитание на близлежащие камни Большой и Малый Медведи, вероятно ранее почитаемые местными племенами мордвы. Тем более в близлежащей местности есть много поныне почитаемых явно языческих камней.
А здесь сложилась парадоксальная ситуация — несмотря на осуждение официальной церковью подобных верований, народ подсознательно, как и их далекие предки, одухотворяют Природу, а почитание святых столь высокого уровня слилось с древними Верованиями.
GPS- координаты ближних Серафимовых Камней -N 54 57.4797 E 43 31.4435
Если вам понравился данный обзор, то поделитесь ссылкой в своих социальных сетях или оставьте комментарии к статье.
И вступайте в нашу группу в контакте http://vk.com/nn_gid, где вы сможете поделиться своими впечатлениями и увидите много интересного о Нижегородской области.
Мария
Когда впервые услышала про эти камни, подумала «как это я пропустила такую святыню, и ничего о ней не знаю, хотя в Дивеево езжу каждый год…»
Теперь хоть знать буду, что эти камни не имеют отношения к батюшке Серафиму.
Но на экскурсию туда хотелось бы попасть. Так что поеду)
Спасибо за обзор!
По Серафимовским местам северовосточного Присаровья-2 « Саровский краевед
[…] Но выглядит колодец и купальня так. (Фото взяты с сайта http://nn-gid.ru/pochitaemye-kamni/serafimovy-kamni/) […]
Михаил
Позавчера был на » малых камнях «. Место удивительное. Людей — никого . Камни , кресты , иконы и сосны поют о Вечности . Голова наполняется безмолвием , а Душа — Природой и Богом !
Петр
спасибо за обзор!!!
Таня
Я так несчитаю что эти камни не имеют отношения к Серафиму .потомуч то сомной происходили чудеса в этом лесу и на этом большом камне ..и в самом дивеево .небо просто не обьяснить видели разные образы отчетливо в небе.