Территории на юго-востоке Нижегородской области, в районе города Сергач, со времён царствования Ивана Грозного компактно заселили нижегородские татары или как ещё их называют «сергачские мишари». Считается, что основу этого этноса заложили волжские татары и фино-угорское племя – мещера. Само название «Мишари» и происходит от «мещера» или «можари». Данные земли они заселили на рубеже 14-15 веков во время активной колонизации данных земель после падения казанского ханства. Отряды мишарей активно привлекались на службу на южных границах Московского государства для обороны от набегов кочевников из Ногайского и Крымского ханства. В 1578 году была устроена засечная черта Алатырь – Арзамас – Темников и дальше до Кадомской засеки. На службу на охранные городки данной засечной черты были приглашены служилые татары из Рязанских земель. Но в начале 17 века, из-за начала активной христианизации края они ушли на селение в окрестности Сергача, где ныне и проживают. Татары-мишари уже с 10-12 веков являются приверженцами ислама. Однако, как и в случае с христианством, религия нижегородских татар стала сплавом из пришедшего ислама и местных народных языческих культов. Что в итоге и выразилось в почитание нижегородскими татарами сил природы в виде деревьев, родников и камней. Многие из объектов поклонения дожили и до наших дней. В частности, известно о священной ветле в селе Актуково, священной берёзе в селе Красный яр, роднике «Серебреные ключи», священном вязе Кургонсат, урочище Керемет, что у села Кочко-Пожарки и камне Тараташ.
К сожалению, посетить нам удалось лишь некоторые из этих почитаемых нижегородскими татарами мест. Одним из таких мест является «Священный камень Тараташ» (Траташ, Такташ), что в переводе можно перевести как «застывший камень». Располагается он в Краснооктябрьском районе Нижегородской области, вблизи села Актуково. Добирались до него по раскисшему от дождя чернозёму, около полутора километров на северо-восток от Актуково, вдоль кладбища, по берегу речушки Сухая Пара. Над камнем выстроена металлическая беседка, выкрашенная в голубой цвет, и виден он почти от самого села.
Кстати, проходя мимо кладбища, можно уделить внимание ветле, растущей посередине оного. Как гласят справочники, данный памятник природы представляет собою одиноко стоящую ветлу высотой 15 м, диаметр ствола 1,1 м, возраст – около 200 лет, высота прикрепления кроны – 1,5 м, крона овальная, диаметром – 6–14 м, густая, имеются признаки дряхления, много сухих веток. На высоте 0,4 м ствол раздваивается, выше диаметр одного ствола 0,65 м, другого (овальной формы) – 0,7–0,3 м. Ветла огорожена квадратным деревянным штакетником с длиной стороны 5 м и высотой 1 м, внутри которого, кроме нее, заросли сирени и акации. По преданию, дерево посажено в конце ХVIII века на могиле основателя села. К дереву приносятся с молитвой денежные жертвы в дни болезни или сложной жизненной ситуации, дерево заботливо оберегается местными жителями. Мы, к сожалению, по незнанию прошли мимо.
Пройдя вдоль речки до запруды и перейдя дамбу окажитесь собственно возле самого камня, стоит только немного подняться по склону горы около 15 метров. Камень несколько разочаровал своими размерами, по сравнению с камнями Серафима Саровского в Первомайском районе он смотрится неказисто. Представляет он из себя выход на поверхность известняковой глыбы и имеет размер надземной части примерно 1х0,5 метра, в высоту достигает максимум 20 см. По форме напоминает лежащую человеческую фигуру. Несмотря на свои размеры, камень стал объектом множества легенд и местом паломничества местного мусульманского населения. В частности, одна из легенд гласит, что в «старые времена» в татарской семье жил очень злой и вредный ребёнок. В один день, опасаясь наказания за свой очередной скверный поступок, он убежал из дома в степь. Мать безуспешно долго звала его назад но, в конце концов, переполненная гневом, послала ему проклятье, от которого ребёнок и окаменел. И в виде камня простоял долгие годы, принося беды посмевшим его обидеть. Пока не наступили революционные «времена перемен».
В 1939-1940 годах начальство Кзыл-Октябрьского района решило ликвидировать данный «пережиток прошлого» выкопав его из земли. Видимо они представляли Тараташ подобным многим «каменным бабам» в степи и думали достаточным просто подкопать под ним землю для его падения. На деле же, рабочие несколько дней подкапывая камень, так и не добрались до его основания. И лишь с помощью трактора смогли его только уронить. С тех пор Камень начал сползать с горы к речке. Тогда то и родилась ещё одна легенда, что когда камень Тараташ достигнет реки внизу горы, тогда и настанет Ахырзаман — «конец времени». Особо интересно, что данный миф очень молод, можно сказать родился на глазах еще живых людей. До сих пор считается, что брать мелкие камни отсюда нельзя – они приносят несчастья. Местные жители приведут не один пример несчастных случаев, связанных, по их мнению, с Камнем. Тут и несколько аварий на трассе неподалёку, и утонувшие подростки и гибель баранов, пасшихся возле Тараташа. В свою очередь, местные жители всячески стараются задобрить «каменного мальчика», укрывают камень полотенцами и платками, дабы высушить слёзы Камня, оставляют монетки и цветы. Камень уже не пытаются расколоть или увезти, вместо этого вокруг него выстроили железную ограду с куполом, наверное, чтоб отводить злую энергию в небо. В случае непогоды или массовых болезней у Камня проводятся массовые моления. Для «профилактики болезней» раньше пригоняли к Камню стада скота в полном составе и приносили жертвы.
GPS — координаты Камня Тарташ: N 55° 23.572′ E 45° 38.589′
Ещё одним знаменательным для нижегородских татар объектом является «Священный вяз Кургонсат», именуемым еще в народе как «Страшное дерево Кургонсат». Находится оно около села Кочко-Пожарки, примерно в километре по дороге на Гагино. Этот одиноко стоящий на склоне холма вяз виден издалека. Высота его составляет более 12 метров, диаметр ствола около метра. Приблизительный возраст дерева — 200 лет.
Несмотря на почитание местными жителями, на дереве нет навязанных ленточек, характерных для тюркских народов. Впрочем, объясняется это легко. По местным поверьям подходить к дереву нельзя, иначе человека ждут несчастья. С этим табуистическим поверьем связана легенда. Однажды, в 30-х годах прошлого века, некие люди украли из мечети в Кочко-Пожарках все ковры. Когда их заметили, то местные жители пустились за ними в погоню. Когда воров стали догонять, те зная видимо о местном обычае, свернули к дереву Кургонсат, где и развесили украденные ковры на ветвях Дерева. Местные жители так и не смогли перебороть свой страх перед «Страшным деревом» и позволили ворам уйти. А развешенные на ветвях ковры, так и остались висеть долгие годы, пока не истлели под солнцем и дождями.
В ситуации со «Священным деревом Кургонсат» следует заметить, что почитание деревьев не является, чем- то характерным для нижегородских татар, в отличие от священных рощ марийцев или почитаемых деревьев мордвы на юге Нижегородской области. Местными жителями считается необходимым беречь деревья посаженные руками предков: «Эти деревья святые – их прадед сажал, положив под них бумажки с молитвами, подойдёшь – помолишься, помянешь предка». А детей пугали: «Сломаешь ветку – рука отсохнет». Возможно, когда то этот вяз обла
дал иным сакральным значением, но со временем утратило свой смысл, и обряд упростился. Скорее всего «Страшное дерево» когда то служило ориентиром, то есть росло» на рубеже» и разделяло враждебные селения.
GPS — координаты «Священного дерева Кургонсат»: N 55° 27.797′ E 45° 28.372′
Рядом с Кочко-Пожарками, на южной окраине села находится ещё одно примечательно место.«Татарское священное урочище Керемет». К сожалению мы на него не попали. Согласно справочникам оно представляет собой склон оврага с травянистой луговой растительностью и выходами на поверхность известковых пород, почитаемый источник минеральной воды с оборудованным ее сбором. Склоны оврага – северо-западной и западной экспозиции, имеют высоту до 20 м и угол 15–45 градусов. В полугоре находятся два выхода на поверхность известковых пород в виде наклоненных под углом самого склона плит размером 2 х 1 и 5 х 2 м. Вода с горы собирается в деревянные желоба и трубы, ведущие к резервуару в конце сельской улицы. Родник и урочище, судя по названию и легендам, были в древности местами отправления традиционных обрядов, на что указывает и характерный пологий участок с рудеральной растительностью – аналогичным образом выглядят жертвенные места подобных святилищ марийцев и мордвы. В корне названия арабское «керим» – «чудо»: само же оно представляет собой слово, имеющее целый ряд значений в языках поволжских народов – марийцев, чувашей, мордвы. Среди этих значений есть сакральные – священное место, дух-хранитель рода. Многочисленны названия священных мест «Кереметь» или «Келеметь» у нижегородских марийцев, «Киреметь» – у чувашей. На территории отмечена Кереметь – священное урочище мордвы, а в Дальнеконстантиновском районе – река Керметь, текущая около двух древних священных мест мордвы, урочище Керметские Вершины, где до сих пор совершаются моления у источников. Источник Керемет есть и у татар Сеченовского района. В настоящее время родник Керемет на окраине Кочко-Пожарок широко известен у татар Сергачского района как священное место и один из лучших источников воды. С помощью системы запретов вокруг источника поддерживаются чистота и порядок.
Легенда запрещает использовать камень , так как утверждает, что под ними – подземное озеро, которое может затопить долину с селом Кочко-Пожарки. Известно, что попытку геологов изучать камень для его дальнейшей разработки в 1970-х годах местное население категорически отвергло. В связи с источником Керемет необходимо сказать о культе воды у татар, ярко проявляющемся в связи с этим объектом. Существует несколько повсеместно известных представлений и обычаев, связанных с водой. Их можно разделить условно на две группы: правила пользования водными источниками и поверья, связанные со сверхъестественными силами. К числу первых нужно отнести в первую очередь то, что к колодцу никогда не ходят с грязными ведрами. Ведра принято мыть дома; женщину, пришедшую с грязными ведрами к источнику, село будет считать неряхой и нерадивой хозяйкой. В ручьи не сливают помои. Обычай запрещает засорять местность вокруг источника. Его надо обустраивать и чистить, если же забросить, около него начинают происходить беды. В Сафаджае рассказывалось, что во времена, когда придорожный колодец был запущен, около него часто случались аварии, ломали ноги; «почистили его – и все стало нормально». Водные источники считаются священными, и вокруг них поддерживается чистота. Традиционно полевые ключи оформлялись в срубы; около них держали кружки. Полезным для здоровья считалось обливание водой, что придавало человеку силы; лучше, если смешивалась вода нескольких (семи) источников. Почитание касается нередко и соседствующих с источниками объектов. Уважительное отношение к воде проявляется и в запрете ночных купаний; они считаются опасными. Для сравнения, у соседних народов подобный запрет объясняется тем, что воду нельзя тревожить, когда она спит.
Кроме всех упомянутых мест, стоит посетить «Серебряные ключи», что расположены в 3-х километрах на юг от Сергача. Своим названием они обязаны высоким содержанием серебра в воде, в следствии чего вода оттуда долго не портится. За водой на этот источник приезжают люди со всей округи, так же приезжают молодожёны обмыть свои обручальные кольца на долгую супружескую жизнь. Рядом с источником находится одноимённый санаторий, на территории которого так же есть источник воды обустроенный в виде медведя, вырезанного кажется из борнуковского ангидрида.
GPS -координаты источника: Координаты: N 55° 30′ 36.21″ E 45° 25′ 18.99″
Если вам понравился данный обзор, то поделитесь ссылкой в своих социальных сетях или оставьте комментарии к статье.
И вступайте в нашу группу в контакте http://vk.com/nn_gid, где вы сможете поделиться своими впечатлениями и увидите много интересного о Нижегородской области.
Leave a Reply