Посреди монастырей русских, Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому отведено место особое. Монастырю тому суждено возникнуть было, когда век ХVII уже на закат начинал клониться. Вдобавок Свято-Троицким именовать его лишь недавно стали. Когда освятили его именем Пресвятой Троицы. Главный храм это в обители, там то и покоятся ныне мощи Серафима, миру известного как Серафим Саровский. Был он здесь духовником, Чудотворец его прозвали. Сама же обитель пережить смогла и закрытие и разор советского времени, ибо молитвами Серафима устоять ей суждено было, и вновь возродилась она дивной красотой. Наше время принесло исполнение пророчества Серафимового, быть его святым мощам в почтении в Дивееве. Весь мир паломников сюда посылает. Троицкий же собор хранит многие вещи, что принадлежали ранее Серафиму: тут мантия его, тут и знаменитый нательный крест, некоторые предметы одеяния и быта. Алтарь сохранил в себе котелок, из коего Серафим одаривал прихожан сухарями. История русского монашества, как и церкви православной, Серафиму Саровскому особое место отводит в качестве проповедника любви, мира и согласия. Будучи истинным подвижником дар он имел целительский и прозорлив был. Дар сей сполна отдавал он людям. Посему живет сейчас в людях интерес великий к жизни его да учению мудрому, надеются они на помощь его, жаждут заступничества. Любому желающему можно готовиться с тем, чтобы приступить к Таинству Исповеди и таинству Святого Причастия. Каждый Божий день паломниками совместно с сестринским населением обители производится Крестный ход по Канавке.
Ежегодно Дивеево принимает сотни тысяч жаждущих веры, как из Российской Федерации, так и ближнего зарубежья. Чудодейственными мощами Серафима Саровского славится православная святыня. Одно лишь прикосновение к ним наполнит душу верующего покоем, благодатью и даст надежды, исцеляющие душу и тело.
Дивеево в Нижегородской области находится, расположившись по берегам речки Вичкинзы, чуть меньше 200 км от Нижнего Новгорода, чуть более 50 от Арзамаса, от Сарова же – рукой подать, и 15 км не будет. Являющееся административным центром, Дивеево заложено в 1559 году. Названием своим обязано своему первому владельцу – татарскому мурзе Дивею, сыну Мокшева Бутакова. Как победа над вражеским войском одержана была, Иван Грозный жалует Дивея за военные заслуги княжеским титулом, дарит ему землю, где пахоты есть, да все это на реке Вичкинзе.
Вторая половина 18 века наступила, и Дивеево стало небольшим селом, имеющим свою деревянную церковь, во славу Святителю Николаю Чудотворцу и Архидьякону Стефану. Церковь та на перекрестке дорог располагалась, вели они в Саров. Паломниками, идущими к Саровскому монастырю, практиковался отдых у этой церкви. Здесь также отдыхала и основательница — строительница монастыря Серафимо-Дивеевского Агафия. В 19 веке село передавалось из рук в руки между Мотовиловыми, Толстыми, Цициановыми, Баташовыми, Ждановыми, Шахаевыми. Дивеево является четвертым и последним уделом Матери Божьей. Эта святая земля носит на теле своем женский монастырь, о котором сказ идет.
Полутора ста лет строился и креп монастырь Дивеевский. Началось все с каменной Казанской церквушки, выстроенной в конце ХVIII века. Благословляет преподобный Серафим, и Казанский храм дополняется церквами Рождества Христова и Рождества Богородицы. То было уже к 30-м годам века. Центр обители еще через 30 лет и 3 года обзаводится пятипрестольным Троицким собором. В одну линию с собором у рубежа ХIХ и ХХ выстраивается колокольня пятиярусная. В стороны от Троицкого собору тогда же выстроили корпус игуменский, да храм домовой честью Марии Магдалины, апостолам равной, трапезным храмом благоверного Александра Невского ансамбль обзаводится. Начало ХХ века принесет в кластер новое дополнение, Преображенский собор, окончен он будет за год до революции.
Храмы обители хранят святые мощи небесных покровителей: преподобного Серафима Саровского, преподобной жены Дивеевской Александры, Марфы и Елены, блаженных Дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии. Святую Канавку знают, как одну из ярчайших святынь мест Дивеевских, являющейся молитвенным духовным сосредоточением, принадлежащим Четвертому уделу Пресвятой Богородицы, сердце ее.
Как прошли торжества в 1903 году, паломники со всей Руси шли в монастыри, Саровский и Дивеевский, пока власть не запретила эти хождения в 1927 году. Многие годины богослужения на земле Дивеевской и Саровской не свершались. Лишь 1989 год на Лазареву субботу дивеевский поселок Северный был порадован освящением деревянной церкви Казанской иконы Божьей Матери, что неподалеку от источника. За год перед путчем освятили вновь Троицкий собор. И концу того же года нашлись утерянные святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Большим утешением духовным всем православным явилось новое обретение, и шествовали по Советскому Союзу из Ленинграда, минуя Москву к Дивеево святые многоцелебные мощи батюшки Серафима. Июлем 1991 пред самым прибытием их в Дивеево благословлено было открытие женского монастыря Серафимо-Дивеевского. Теперь мощам Серафима суждено почивать в Дивеево, как и предсказывал Серафим.
Архитектурному ансамблю Серафимо-Дивеевский монастырь нанесен большой урон советскими временами. Сейчас восстановили и благоустроили большую часть земель обители. Церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы освятили уже в Российской Федерации. 1998 год принес освящение второго большого объекта, обители Преображения Господня. На стыке веков обновили трапезный храм, а 2002 году занялись реставрацией Казанского храма, с которого и начался ансамбль.
С 1998 года восстанавливают святыню обители – Канавку Царицы Небесной, выкопанную еще с благословения Серафима. 2000 год принес монастырю долгожданное прославление в лик святых первоначальницы обители матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Храму Рождества Богородицы суждено было стать усыпальницей святых мощей. 100-летие со дня прославления Серафима отмечали в 2003 году, а 2004 год стал 250-м со дня рождения святого.
Земля Дивеевская прославлена Святыми источниками, имена которым дали Матушка Александра, Иверская Божья Матерь, Казанская Божья Матерь, Преподобный Серафим Саровский, Явление Божьей Матери и другие проявления сущности Бога в миру.
Северная окраина Дивеево, там, где Голубиный овраг, что близ от поселка Северного, где стоит Казанская деревянная приходская церковь, одарена Казанским источником. Считается, что данный источник имеет самые древние корни в почитании из Дивеевских, первые упоминания относятся к временам Дивея, то есть 16 столетию. В 1845 году в месте расположения источника стояла уже часовенка, что хорошо видно из земельного плана тех времен. Часовенка деревянная, она не единожды перестраивалась при обновлении. Местными жителями она поддерживалась до 1939 года, затем ее окончательно разрушили советские вандалы. После войны часовню восстановили, но по прошествии короткого времени она вновь была уничтожена все теми же приспешниками власти. Согласно описанию, часовенка была высокая, имела множество икон вдоль стен. Центр ее занимал сруб-источник. Вдоль желоба, установленного в срубе, вытекали воды источника наружу часовни. Купали в ней заболевших детей, набирали воды в ведро и обливались. При разрушении часовни иконы были раскиданы по полю. В 1933 году чудесным образом нашел икону Казанской Божьей Матери один человек, чудесным же образом через 10 лет обновилась икона.
Во времена путча часовня была уже возведена с купальней, их еще раз перестроили уже в 1997 году. Сей источник является инструментом Божьим для свершения Таинства Крещения, близка к нему Казанская деревянная церковь. Неподалеку находится источник, посвященный святому великомученику и целителю Пантелеймону.
Тропинка вдоль реки приведет к дальнему источнику матушки Александры. Великой старицей собственноручно был он вырыт с целью утоления жажды работяг, что добывали камень извести для строящейся Казанской церкви. Предание гласит, что у источника местные совершали молитвы в засушливую погоду, чтобы дождь пошел. Народом считается данный источник целительным, сюда приносят искупать больного ребенка. В XIX была выстроена там часовенка. Носила она имя Иверской по названию находившейся внутри иконы.
По поверью источник, что открылся под горой, изошел от могилы, где усопшая матушка Александра была похоронена. Источник находился у реки возле дороги, прямо напротив Казанской церкви. Построенное водохранилище уничтожило источник.
Ниже по реке в юго-западном направлении освящен был еще один источник, был он новым источником Матушки Александры села Дивеево, по расположению – ближний к монастырю. В Богоявление, когда праздник был иконы Божией Матери, другие праздники свершали сюда крестные ходы, а вода освящалась. Как написано выше, вода затопила настоящий Александровский источник, а при поиске его Вам укажут именно на этот маленький родник.
Наибольшую известность меж Дивеевских родников нынче имеет источник, посвященный Преподобному Серафиму Саровскому, что близ Сатис, неподалеку от деревни Цыгановки, что у хутора Хитрого. Вообще, это на Дивеевский, скорее Саровский родник, поскольку расположение имеет у Саровского леса, а освящен подвигами и делами Серафима. Вся слава Сарова нонче ушла к Дивееву, а источник Сатиский относят к Дивеевским источникам. Вот может история Вас заинтересует. Солдату, что нес службу близ границы зоны, охраняемой в лесу, близ Сарова, представился старичок, одетый в белый балахончик. Тот говорит ему: «Дедушка, ты чего здесь забыл?». Ничего не ответил старец, лишь трижды оземь посохом ударил и ушел. В том месте удара вода и начала бить. А было это уже в СССР, когда Брежнев был, и первые стиляги появлялись в столице нашей родины. В народе веруют, перенес свой источник Серафим поближе к людям, к поселку Цыгановка. В 1995 году изменили русло Сатис, а источник образовано озеро. Там устроили часовню, построили колодец, проложили дорогу. Целебную воду набрать приезжает в те края много людей, что ищут благословения Серафимового. Святость источника засвидетельствована множеством случаев исцелений.
Родник, посвященный Преподобному Серафиму Саровскому, что поблизости поселка Сатис, конечно, не является таким знаменитым, как другие. Знают о нем немногие, основная часть, это жители Сатиса, Сарова и Дивеева, теперь о нем знаете и Вы. Вдоль берега Сатис расположен он, нет там отличного благоустройства. Верующих меньше на нем, нежели в других местах, но прихожане от сердца нахваливают ту воду, почитают ее за целебную. Открыли его, как и Цыгановский источник, во времена закрытия иных, более старинных источников Сарова. Бесчисленные подвиги совершал Серафим в лесу, где находится источник, потому прихожане соотносят его именно с Серафимом.
При посещении территории монастыря старайтесь соблюдать правила приличия. Одеваться старайтесь скромно и опрятно, женщинам рекомендуется одевать юбки ниже колен, ходить с покрытой головой и с одеждой закрывающей плечи. Мужчинам недопустимо одевать шорты. Для фотосъёмки требуется получить разрешение, иначе могут быть неприятности с охраной. При желании искупаться в источнике захватите с собой хлопчатобумажную сорочку.
Добраться до Дивеево из Нижнего Новгорода очень просто. Н.Новгород — Арзамас — Дивеево. Маршрут примерно составляет примерно 170 км.
Если вам понравился данный обзор, то поделитесь ссылкой в своих социальных сетях или оставьте комментарии к статье.
И вступайте в нашу группу в контакте http://vk.com/nn_gid, где вы сможете поделиться своими впечатлениями и увидите много интересного о Нижегородской области.
Vel
Все таки какая красотень! Богата матушка Россия такими монастырями…только мы почему то не ценим эту красоту и не храним ее..
MariaPerev
Очень красиво! И природа и церкви… Есть на что посмотреть на земле Русской!