По иронии судьбы на нижегородской земле, в двух недалёких друг от друга селениях родились два человека, чьи имена прочно ассоциируются с трагичной страницей в судьбе России – церковным расколом. Про протопопа Аввакума вы можете прочесть в предыдущей статье, а сегодня мы вам расскажем о его главном идеологическом противнике – патриархе Никоне.
Родился будущий патриарх Никон (в миру Минов Никита) в мордовской семье в селе Вельдеманово, что находится в нынешнем Перевозском районе Нижегородской области. Мать его умерла рано, а отец в скорости женился во второй раз. С мачехой у Никиты с самого начала сложились сложные отношения – она часто его била, морила голодом. С самого детства Никита стал обучаться грамоте у приходского священника, а по достижении 12 лет ушёл на послушничество в Макарьевский монастырь, где и пробыл до 1624 года. Но тяжёлая болезнь отца вынудила Никиту вернуться домой, где по настоянию родителей женился и принял сан священника и начал служить в соседнем селе. В 1635 году по просьбе московских купцов Никиту назначают священником в одну из московских церквей, где и служит в течении последующих десяти лет.
В 1635 году в семье умирают все трое детей и Никита в глубоком потрясении уговаривает свою жену уйти в монастырь и сам в возрасте 30 лет принимает постриг и нарекается Никоном в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Однако из-за конфликта с начальным старцем скита Никон бежит из общины в Кожеозёрский монастырь, где в 1643 году избирается игуменом.
В 1646 году по тогдашнему обычаю отправляется в Москву на поклон к царю Алексею Михайловичу как новоизбранный игумен. На государя он произвёл очень положительное впечатление вследствие чего царь оставляет его в Москве, а патриарх Иосиф посвящает его в архимандриты Новоспасского монастыря.
Уже будучи главой Новоспасского монастыря Никон входит в неформальное общество светских и духовных лиц, называемое кружком «ревнителей благочестия», что ставило перед собой целью оживить церковную жизнь в Московском государстве, повышение нравственности и просвещённости населения и духовенства. Члены кружка начали встречаться с государем по пятницам и вести беседы не только по делам церкви, но и по управлению государством.
В 1649 году Патриарх Иерусалимский Паисий будучи в Москве возводит Никона в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, а в 1650 году в Новгороде Никон практически бескровно усмиряет бунт, чем очень приближает себя к царю.
После смерти патриарха Иосифа в 1652 году, Никон торжественно возводится в чин Патриарха Московского и Всероссийского. Во время интронизации Никон берёт с царя обещание не вмешиваться в церковные дела.
В 1653 году перед началом Великого поста Никона начинает свою реформу церкви – вносятся изменения в священные тексты и обрядность, предписывается совершать крестное знамение тремя перстами, что нарушает акт Стоглавого собора 1551 года, Собором 1654 года начинается согласование московских церковных книг с греческими и византийскими. Всё это на фоне укоренённого в народе и большой части духовенства мнения о «превосходстве» русского христианства над греческим и резкости реформ приводит к расколу Русской церкви на никониан – сторонников Никона и раскольников (старообрядцев), во главе которых встает земляк Никона – протопоп Аввакум.
Также большое внимание уделял патриарх Никон устройству монастырей в России, в 1653 году на острове Валдайского озера он основал Иверский монастырь, в 1656 году был заложен монастырь на Кий острове, сейчас он известен как Онежский Крестный монастырь, в этом же году было начато строительство Новоиерусалимского, замысленного как подмосковная резиденция патриархов.
памятник патриарху никону в вельдеманово памятник патриарху никону
Во время войны с Польшей в 1654-1667 годах, во время долгого отсутствия царя Алексей Михайловича, патриарх Никон фактически оставался во главе государства, а повелением указа царя к патриаршему титулу «Великий Господин» добавили и царский титул «Великий Государь». Это возвеличивание вызывало сильную зависть и недовольство, как дворянства, так и духовных лиц, особенно бывших коллег по кружку «ревнителей благочестия». Светское правительство начинает активно вмешиваться в управление церковными делами и в 1649 принимается уложение, понижавшее статус духовенства и церковь ставящее в подчинение государству. Также налоги с вотчин монастырей, стали поступать в государственную казну, а не на нужды церкви, а мирские суды стали принимать к рассмотрению также и дела, ранее относившиеся в ведении церковных судов. Это, в свою очередь, вызвало сильное недовольство патриарха Никона, что привело к охлаждению отношений между ним и царём.
В знак безмолвного протеста Никон в 1658 году оставляет кафедру и удаляется на шесть лет в основанный им же Новоиерусалимский монастырь, но от представительства Русской церкви в тоже время не отказывается.
12 декабря 1666 года на третьем, по делу Никона, заседании Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря, при участии двух патриархов – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского Никон лишается не только патриаршего чина, но и епископского сана и ссылается в Ферапонтов Белозёрский монастырь, а затем под более строгий контроль в Кирилло – Белозёрский монастырь.
казанский собор в вельдеманово село вельдеманово церковь в вельдеманово
После смерти государя Алексей Михайловича, на престол восходит его сын Фёдор Алексеевич. Тот в свою очередь испытывал к Никону сочувствие и в 1681 году ему тяжело больному разрешается вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но по дороге к нему 17 августа в окрестностях Ярославля в Николо – Тропинском приходе Никон умирает. Государь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, не считаясь с протестом действующего патриарха Иоакима. Похоронили Никона в северном пределе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, а царь лично, со слезами на глазах, читал над ним Апостол и 17-ю кафизму. В 1682 году, после долго противоборства царя с патриархом Иоакима, с разрешения восточных патриархов Никона причислили к лику патриархов и стали поминать его в таком звании открыто.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово, на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство поставила памятник – часовню, под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа В центре села, через овраг от памятника, привлекает взгляд каменный трёхпрестольный Казанский собор, построенный на месте бывшей деревянной церкви в 1860 -1877 годах.
GPS – координаты памятника патриарху Никону в селе Вельдеманово: N 55° 39.616′ E 44° 38.746′
Если вам понравился данный обзор, то поделитесь ссылкой в своих социальных сетях или оставьте комментарии к статье.
И вступайте в нашу группу в контакте http://vk.com/nn_gid, где вы сможете поделиться своими впечатлениями и увидите много интересного о Нижегородской области.
Дмитрий
Протопоп Аввакум утверждал, что отец Никона был марийцем, а мать — русской, и они жили сначала где-то между Большим Мурашкиным и Лысково, а только потом переехали в Вельдеманово.