Памятник патриарху Никону в с. Вельдеманово

памятник патриарху никону

По иронии судьбы на нижегородской земле, в двух недалёких друг от друга селениях родились два человека, чьи имена прочно ассоциируются с трагичной страницей в судьбе России – церковным расколом.  Про протопопа Аввакума вы можете прочесть в предыдущей статье, а сегодня мы вам расскажем о его главном идеологическом противнике – патриархе Никоне.

Родился будущий патриарх Никон (в миру Минов Никита) в мордовской семье в селе Вельдеманово, что находится в нынешнем Перевозском районе Нижегородской области.  Мать его умерла рано, а отец в скорости женился во второй раз. С мачехой у Никиты с самого начала сложились сложные отношения – она часто его била, морила голодом. С самого детства Никита стал обучаться грамоте у приходского священника, а по достижении 12 лет ушёл на послушничество в Макарьевский монастырь, где и пробыл до 1624 года. Но тяжёлая болезнь отца вынудила Никиту вернуться домой, где по настоянию родителей женился и принял сан священника и начал служить в соседнем селе.  В 1635 году по просьбе московских купцов Никиту назначают священником в одну из московских церквей, где и служит в течении последующих десяти лет.

В 1635 году в семье умирают все трое детей и Никита в глубоком потрясении уговаривает свою жену уйти в монастырь и сам  в возрасте 30 лет принимает постриг и нарекается Никоном в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.  Однако из-за конфликта с начальным старцем скита Никон бежит из общины в  Кожеозёрский монастырь, где в 1643 году избирается игуменом.

В 1646 году по тогдашнему обычаю отправляется в Москву на поклон к царю Алексею Михайловичу как новоизбранный игумен. На государя он произвёл очень положительное впечатление вследствие чего царь оставляет его в Москве, а патриарх Иосиф посвящает его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Уже будучи главой Новоспасского монастыря Никон входит в неформальное общество светских и духовных лиц, называемое кружком «ревнителей благочестия», что ставило перед собой целью оживить церковную жизнь в Московском государстве, повышение нравственности и просвещённости населения и духовенства.  Члены кружка начали встречаться с государем по пятницам и вести беседы не только по делам церкви, но и по управлению государством.

родина патриарха никонасело вельдемановопамятник-часовняпамятник-часовня патриарху никонупамятник в селе вельдемановопатриарх никонпоклонный кресткупальняпочитаемый источникродник

 

В 1649 году Патриарх Иерусалимский Паисий будучи в Москве возводит Никона в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, а в 1650 году в Новгороде Никон практически бескровно усмиряет бунт, чем очень приближает себя к царю.

После смерти патриарха Иосифа в 1652 году, Никон торжественно возводится в чин Патриарха Московского и Всероссийского.  Во время интронизации Никон берёт с царя обещание не вмешиваться в церковные дела.

В 1653 году перед началом Великого поста Никона начинает свою реформу церкви –  вносятся изменения в священные тексты и обрядность, предписывается совершать крестное знамение тремя перстами, что нарушает акт Стоглавого собора 1551 года, Собором 1654 года начинается согласование московских церковных книг с греческими и византийскими.  Всё это на фоне укоренённого в народе и большой части духовенства мнения о «превосходстве» русского христианства над греческим и резкости реформ приводит к расколу Русской церкви на никониан – сторонников Никона и раскольников  (старообрядцев), во главе которых встает земляк Никона – протопоп Аввакум.

 

 

 

 

 

Также большое внимание уделял патриарх Никон устройству монастырей в России, в 1653 году на острове Валдайского озера он основал Иверский монастырь, в 1656 году был заложен монастырь на Кий острове, сейчас он известен как Онежский Крестный монастырь,  в этом же году было начато строительство Новоиерусалимского, замысленного как подмосковная резиденция патриархов.

Во время войны с Польшей в 1654-1667 годах, во время долгого отсутствия царя Алексей Михайловича, патриарх Никон фактически оставался во главе государства, а повелением указа царя к патриаршему титулу «Великий Господин»  добавили и царский титул «Великий Государь». Это возвеличивание вызывало сильную зависть и недовольство, как дворянства, так и духовных лиц, особенно бывших коллег по кружку «ревнителей благочестия».  Светское правительство начинает активно вмешиваться в управление церковными делами и в 1649 принимается уложение, понижавшее статус духовенства и церковь ставящее в подчинение государству. Также налоги с вотчин монастырей, стали поступать в государственную казну, а не на нужды церкви, а мирские суды стали принимать к рассмотрению также и дела, ранее относившиеся в ведении церковных судов. Это, в свою очередь, вызвало сильное недовольство патриарха Никона, что привело к охлаждению отношений между ним и царём.

В знак безмолвного протеста Никон в 1658 году оставляет кафедру и удаляется на шесть лет в основанный им же Новоиерусалимский монастырь, но от представительства Русской церкви в тоже время не отказывается.

12 декабря 1666 года на третьем, по делу Никона, заседании Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря, при участии двух патриархов – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского Никон лишается не только патриаршего чина, но и епископского сана и ссылается в Ферапонтов Белозёрский монастырь, а затем  под более строгий контроль в Кирилло – Белозёрский монастырь.

После смерти государя Алексей Михайловича, на престол восходит его сын  Фёдор Алексеевич. Тот в свою очередь испытывал к Никону сочувствие и в 1681 году ему тяжело больному разрешается вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но по дороге к нему 17 августа в окрестностях Ярославля в Николо – Тропинском приходе Никон умирает. Государь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, не считаясь с протестом действующего патриарха Иоакима.  Похоронили Никона в северном пределе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, а царь лично, со слезами на глазах, читал над ним Апостол и 17-ю кафизму. В 1682 году, после долго противоборства царя с патриархом Иоакима, с разрешения восточных патриархов Никона причислили к лику патриархов и стали поминать его в таком звании открыто.

вид на село вельдемановоцерковь в селе вельдеманово Казанский собор в вельдемановоВ 2005 году в честь 400 – летия  со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово, на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство поставила памятник – часовню, под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа  В центре села, через овраг от памятника, привлекает взгляд каменный трёхпрестольный Казанский собор, построенный на месте бывшей деревянной церкви в 1860 -1877 годах.

GPS – координаты памятника патриарху Никону в селе Вельдеманово:  N 55° 39.616′ E 44° 38.746′

 

 

 

Если вам понравился данный обзор, то поделитесь ссылкой в своих социальных сетях или оставьте комментарии к статье.

И вступайте в нашу группу в контакте http://vk.com/nn_gid, где вы сможете поделиться своими впечатлениями и увидите много интересного о Нижегородской области.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи:


Комментарии:

Один комментарий на “Памятник патриарху Никону в с. Вельдеманово

  1. Дмитрий пишет:

    Протопоп Аввакум утверждал, что отец Никона был марийцем, а мать — русской, и они жили сначала где-то между Большим Мурашкиным и Лысково, а только потом переехали в Вельдеманово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *